5 февраля

Эссе на тему "Профессиональное саморазвитие как образ жизни"

Профессиональное саморазвитие

как образ жизни

 

«Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое вчера» – Так говорил Заратустра (Фридрих Ницше).

 Мы живём в очень динамичном, быстро развивающемся мире. Мы сталкиваемся с неожиданными переменами во всех сферах жизни, включая профессиональную.

Хорошо это или плохо, оценить, в полной мере, нам не дано. Но в этих условиях важно уметь быстро перестраиваться, работать и развиваться в соответствиями с новыми требованиями.  Поэтому профессиональное развитие не должно останавливаться на получении профильного образования, ограничиваться курсами повышения квалификации, и носить периодичный характер. Оно должно стать образом жизни.

Что такое профессиональное саморазвитие?

В первую очередь это совершенствование имеющихся навыков, углубление имеющихся знаний, развитие имеющихся способностей. Русский и советский поэт, сатирик, фельетонист Эмиль Кроткий сказал – «Всякий талант в конце концов зарывают в землю». Первая задача профессионального саморазвития – не дать этому случиться.

Для этого мало изо дня в день применять свои способности в работе. Важно находить им новые области применения. На пример если педагог умеет играть на музыкальном инструменте, зачем ограничивать его применение на музыкальных занятиях и выступлениях на утренниках? Можно сочинять песенки, частушки, для образовательной деятельности в других областях. Так знакомство с геометрическими фигурами может превратиться в весёлый геометрический концерт. Со словами песни и незамысловатым мотивом дети лучше запомнят основные признаки фигур.

Также профессиональное саморазвитие подразумевает поиск новых техник, знакомство с инновационными технологиями. Американская писательница Маргарет Манерлин Митчелл, в своем романе «Унесенные ветром» писала – «Никогда не упускайте случая испытать нечто новое. Это расширяет кругозор». Современное образование изобилует разными программами, технологиями и методиками. Реализовывать в своей работе, и пользоваться всеми не представляется возможным. Но познакомиться лучше со всеми. Лучшим способом для этого является посещение и участие в различных педагогических форумах, салонах образования, ярмарках. Из любой инновационной или просто ранее незнакомой технологии можно почерпнуть для себя что-то полезное, и интересное. Смысл даже не в том, что бы привязывать свою деятельность к конкретной технологии или программе. Размышляя о профессиональном саморазвитии в данном случае я говорю о том, что можно применять конкретные техники в повседневной жизни.

В первый год моей работы сотрудники нашего центра проходили обучение по проведению сказкотерапевтических занятий с детьми. Как любая разевающая технология, сказкотерапия подразумевает целый алгоритм проведения такого занятия. И не смотря на то, что как психологу по образованию эта технология была мне близка, в полной мере внедрить ее в процесс не представилось возможным. Но однажды непреднамеренно я применил одну из техник в режимном моменте. Результат меня поразил. На ознакомлении с художественной литературой я читал ребятам сказку Эдуарда Успенского «Разноцветная семейка». Анализ мы проводили по традиционной структуре. Через пару дней при уборке группы никто из ребят не убрал конструктор, и все в один голос утверждали, что никто из них в него не играл. На что я сказал цитатой из «Разноцветной семейки»: «Все стали полосатыми – ни в чем не виноватыми». Первой реакцией был ступор, пару секунд дети смотрели на меня с недоумением. Затем все вместе убрали конструктор. В глазах была ясность и полное понимание происходящего. С тех пор я не раз пользовался этим приемом в своей деятельности.

Ну и наконец, какой смысл в развитии, если оно не ведёт к созданию чего-то нового. Один из виднейших мыслителей и писателей США Ральф Уолдо Эмерсон сказал – «Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве».

Мое знакомство с ОТСМ-ТРИЗ (Общая теория сильного мышления – теория решения изобретательских задач) – это долгий путь от страха перед непомерным объемом информации к написанию собственной программы по развитию системного мышления дошкольников. Прохождение обучения по внедрению ТРИЗ-технологии в образовательный процесс было обязательно для всех сотрудников детского центра «Солнечный луч». Технология оказалась на много глубже, полезнее и интереснее, чем то, какой нам ее преподнесли вначале. В дальнейшем я стал более углубленно интересоваться истоками технологии, предложенной общественной организацией «Волга-ТРИЗ». На базе изученного материала я написал программу для индивидуальных и групповых занятий, разработал ряд игр и упражнений. Ребята, с которыми я занимался индивидуально, участвовали в конкурсах и занимали первые места. Также я разработал уголок познавательно-исследовательской деятельности с применением ТРИЗ-технологий, который постепенно воплощаю в жизнь.

Закончить свое эссе я хочу словами канадского бизнесмена, эксперта в психологии успеха Брайана Трейси – «Непрерывное развитие – ключ к успеху в XXI столетии. Пожизненная учеба – это минимальное требование для успеха в вашей (а также в любой другой) сфере деятельности». Как я говорил вначале – профессиональное развитие не должно останавливаться на получении профильного образования, ограничиваться курсами повышения квалификации, и носить периодичный характер. Оно должно стать образом жизни.