-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2020
Эссе на тему "Профессиональное саморазвитие как образ жизни"

Профессиональное саморазвитие
как образ жизни
«Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое вчера» – Так говорил Заратустра (Фридрих Ницше).
Мы живём в очень динамичном, быстро развивающемся
мире. Мы сталкиваемся с неожиданными переменами во всех сферах жизни, включая профессиональную.
Хорошо это или плохо, оценить,
в полной мере, нам не дано. Но в этих условиях важно уметь быстро перестраиваться,
работать и развиваться в соответствиями с новыми требованиями. Поэтому профессиональное развитие не должно останавливаться
на получении профильного образования, ограничиваться курсами повышения квалификации,
и носить периодичный характер. Оно должно стать образом жизни.
Что такое профессиональное
саморазвитие?
В первую очередь это совершенствование имеющихся навыков, углубление имеющихся знаний, развитие имеющихся способностей. Русский и советский поэт, сатирик, фельетонист Эмиль Кроткий сказал – «Всякий талант в конце концов зарывают в землю». Первая задача профессионального саморазвития – не дать этому случиться.
Для этого мало изо дня
в день применять свои способности в работе. Важно находить им новые области применения.
На пример если педагог умеет играть на музыкальном инструменте, зачем ограничивать
его применение на музыкальных занятиях и выступлениях на утренниках? Можно сочинять
песенки, частушки, для образовательной деятельности в других областях. Так знакомство
с геометрическими фигурами может превратиться в весёлый геометрический концерт.
Со словами песни и незамысловатым мотивом дети лучше запомнят основные признаки
фигур.
Также профессиональное
саморазвитие подразумевает поиск новых техник, знакомство с инновационными
технологиями. Американская писательница Маргарет Манерлин Митчелл, в
своем романе «Унесенные ветром» писала – «Никогда не упускайте случая
испытать нечто новое. Это расширяет кругозор». Современное образование изобилует разными программами, технологиями и методиками.
Реализовывать в своей работе, и пользоваться всеми не представляется возможным.
Но познакомиться лучше со всеми. Лучшим способом для этого является посещение и
участие в различных педагогических форумах, салонах образования, ярмарках. Из любой
инновационной или просто ранее незнакомой технологии можно почерпнуть для себя что-то
полезное, и интересное. Смысл даже не в том, что бы привязывать свою
деятельность к конкретной технологии или программе. Размышляя о
профессиональном саморазвитии в данном случае я говорю о том, что можно
применять конкретные техники в повседневной жизни.
В первый год моей
работы сотрудники нашего центра проходили обучение по проведению сказкотерапевтических
занятий с детьми. Как любая разевающая технология, сказкотерапия подразумевает
целый алгоритм проведения такого занятия. И не смотря на то, что как психологу
по образованию эта технология была мне близка, в полной мере внедрить ее в
процесс не представилось возможным. Но однажды непреднамеренно я применил одну
из техник в режимном моменте. Результат меня поразил. На ознакомлении с
художественной литературой я читал ребятам сказку Эдуарда Успенского
«Разноцветная семейка». Анализ мы проводили по традиционной структуре. Через
пару дней при уборке группы никто из ребят не убрал конструктор, и все в один
голос утверждали, что никто из них в него не играл. На что я сказал цитатой из
«Разноцветной семейки»: «Все стали полосатыми – ни в чем не виноватыми». Первой
реакцией был ступор, пару секунд дети смотрели на меня с недоумением. Затем все
вместе убрали конструктор. В глазах была ясность и полное понимание
происходящего. С тех пор я не раз пользовался этим приемом в своей
деятельности.
Ну и наконец, какой смысл в развитии, если оно не ведёт к созданию чего-то нового. Один из виднейших мыслителей и писателей США Ральф Уолдо Эмерсон сказал – «Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве».
Мое знакомство с ОТСМ-ТРИЗ (Общая теория сильного мышления – теория решения изобретательских задач) – это долгий путь от страха перед непомерным объемом информации к написанию собственной программы по развитию системного мышления дошкольников. Прохождение обучения по внедрению ТРИЗ-технологии в образовательный процесс было обязательно для всех сотрудников детского центра «Солнечный луч». Технология оказалась на много глубже, полезнее и интереснее, чем то, какой нам ее преподнесли вначале. В дальнейшем я стал более углубленно интересоваться истоками технологии, предложенной общественной организацией «Волга-ТРИЗ». На базе изученного материала я написал программу для индивидуальных и групповых занятий, разработал ряд игр и упражнений. Ребята, с которыми я занимался индивидуально, участвовали в конкурсах и занимали первые места. Также я разработал уголок познавательно-исследовательской деятельности с применением ТРИЗ-технологий, который постепенно воплощаю в жизнь.
Закончить свое эссе я хочу словами канадского бизнесмена, эксперта в психологии успеха Брайана Трейси – «Непрерывное развитие – ключ к успеху в XXI столетии. Пожизненная учеба – это минимальное требование для успеха в вашей (а также в любой другой) сфере деятельности». Как я говорил вначале – профессиональное развитие не должно останавливаться на получении профильного образования, ограничиваться курсами повышения квалификации, и носить периодичный характер. Оно должно стать образом жизни.
Поделиться в социальных сетях:
Эссе на тему "Профессиональное саморазвитие как образ жизни"

ВНИМАНИЕ!
Срок действия лицензии окончен 21.02.2024
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администратором по телефону 88007757147